Новости

24
ноября
2016

Современные города как драйвер развития энергоэффективных технологий

23 ноября в рамках V международного форума энергоэффективности и развитии энергетики ENES 2016 прошло пленарное заседание «Совместными усилиями городов - лидеров к устойчивому развитию и инновациям», на котором обсуждали энергоэффективность применительно к растущей урбанизации в мире. Журналисты RusCable.Ru и ЭНЕРГОСМИ побывали на мероприятии.

Тема крайне актуальна – уже сейчас 54% населения мира живет в городах, а в России этот показатель достигает 75%.  В перспективе 2050 года в городах будет жить от 66 до 70% населения, а как показывает статистика, большую часть ресурсов – и энергоресурсов в первую очередь – потребляют именно живущие в городах люди. И если в развитых странах при нарастающей урбанизации энергопотребление удаётся сдерживать за счет внедрения энергоэффективных технологий и определённой культуры бережливости, то в развивающихся странах энергопотребление растёт высокими темпами и будет расти дальше, при том, что экологические риски человечеству нужно даже не сдерживать, а только снижать.

«Нам нужно ответить на такой вопрос: что нужно делать современным городам, для того, чтобы обеспечить комфортное проживание при таком уровне урбанизации? Общепринятым решением на сегодня можно назвать технологии умного города. Умный город подразумевает под собой наличие хотя бы пяти из восьми параметров, которые должны присутствовать в развитии города: умное здравоохранение, мобильность, инфраструктура, здания, энергетика, технологии, власть и образование»,  –  рассказал на заседании Александр Новак, министр энергетики Российской Федерации.

Главной темой стала, разумеется, экономия энергоресурсов. Российская столица в этом отношении может служить примером. Потери на электро- и теплосетях также сведены к минимуму. Все это благодаря модернизации объектов. С 2010 года в городе не произошло ни одной крупной энергоаварии. «Москва в этом плане занимает одно из ведущих мест. Это и модернизация, которая происходит в транспортной системе города, мы видим существенные изменения, которые происходит в сокращении сроков передвижения, в снижении энергоемкости, сокращения энергопотребления на единицу продукции», — отметил г-н  Новак.

Но и по всей России проходит активная работа. В некоторых регионах уже внедряют умные сети благодаря карте EnergyNet. На сегодня одним из основных «полей» для энергоэффективности станет модернизация ЖКХ, в которой и огромные потери, и ветхая инфраструктура. «Здесь один из больших резервов, и нормативная база для этого вся создана, и долгосрочный конкурсный отбор мощностей, который был введен в прошлом году, он уже позволяет говорить нам, что к 2020 году будет выведено около 10 тысяч мегаватт старых неэффективных мощностей. При том, что за счет ввода новых мощностей… мы значительно обновили базу по выработке электроэнергии»,  – сказал г-н Новак. Кроме того в Минэнерго разработана система мотивации инвесторов на основе долгосрочного тарифа, и проект закона уже внесён в Госдуму

«Требования к качеству городских услуг со стороны горожан очень серьезно повышаются и мы, Министерство энергетики, видим задачей содействие нашим регионам и крупным городам в реализации тех инициатив, которые сегодня идут на повышение качества и комфорта жизни населения, в повышении доступности энергетической инфраструктуры. От этого, на мой взгляд, зависит развитие городов и те процессы, которые сегодня происходят»,  – подвел итоги выступления министр.

О важности умной системы транспорта в городах, особенно в агломерациях, рассказал Олег Белозёров, президент и председатель правления ПАО «РЖД». «Был разработан проект и в этом году, буквально несколько месяцев назад, после окончания огромной, очень сложной, трудоёмкой работы, был запущен проект МЦК. Мы его для себя, для железной дороги, считаем этапом в создании нового для нас вида городского транспорта – городская электричка», – сказал глава РЖД. Он также подчеркнул, что для успешности подобного проекта необходимо очень глубоко интегрировать его в городскую среду и состыковать со всем остальным видом транспорта.

Не обошел вниманием г-н Белозёров и важность энергоэффективных технологий, которые в РЖД применяются для сокращения расходов.  По его словам, РЖД потребляет более 30% выпускаемой в России светодиодной продукции и фактически дало возможность апробировать на себе эту новую технологию. «РЖД является одним из крупнейших потребителей электроэнергии в стране – ежегодно компания тратит на эти цели около 140 млрд рублей. У нас действует специальная программа по повышению энергосбережения, в рамках которой мы используем практически все новые достижения. Каждый год мы снижаем более 1% расходов на электроэнергию путем внедрения новых технологий», – сказал г-н Белозёров.

Поделился своим опытом в области энергосбережения Брендан Карр, лорд - мэр города Дублин (Ирландия). В Дублине была запущена программа «Зелёный план», при которой каждый житель мог прослушать двухчасовой курс по энергоэффективности и применять эти знания. Ещё одним из решений было модернизация налоговой системы – чем меньше выбросов даёт автомобиль, тем дешевле на него налог. При этом г-н Карр отметил, что некоторые проекты их город может перенять и из российских практик.

О  деятельности крупнейшей электросетевой компании рассказал Олег Бударгин, генеральный директор ПАО «Россети». Он подчеркнул, что за последние несколько десятилетий задачи энергетиков изменились, пояснив, что несколько десятилетий назад ключевым было обеспечение электроснабжением крупных потребителей, в частности заводов и крупных промышленных предприятий, сегодня же стоит задача обеспечения доступным, надёжным и качественным электроснабжением каждого потребителя нашей страны.

В частности, в Москве за три года аварийность была снижена на 49%. Такой результат нашёл отражение в рейтинге Всемирного банка в области инвестиционной привлекательности стран. По показателю «Индекс надежности электроснабжения и «прозрачности» тарифов» Москва и Санкт-Петербург получила 8 баллов, что является максимальной оценкой, которую получили всего 18 стран из 189, участвовавших в рейтинге.

Также была проведена большая работа по снижению потерь в сетях, при этом, как подчеркнул глава «Россетей», необходимо активно продолжать эту работу. «9% — это неплохой показатель по сравнению с другими городами. Но нужно стремиться снижать потери, в ближайшие годы этот показатель должен составить 4‒ 5%», — сказал г-н Бударгин.

Значительно повысилась доступность подключения к электроснабжению. В частности, в Москве число заявок на подключение с 2012 года возросло втрое, на 70 % снижена стоимость техприсоединения за 1 киловатт, оптимизация внутренних бизнес-процессов позволили сократить в среднем до 80 дней количество дней подключения.

«Что же касается инноваций, то мне кажется, что самая главная инновация – это обеспечить и надежность, и доступность, и безопасность и эффективность одновременно. И в Москва, и в Петербург, и в Казань – все эти три города активно участвуют не только в формировании новой электросетевой инфраструктуры, но и активно участвуют в создании производств современного электрооборудования. Сегодня в Казани действует современный завод по выпуску электрического кабеля, который может полностью обеспечить Россию этой продукцией. И это очень важно для обеспечения надежности и эффективности наших городов»,  – так охарактеризовал ситуацию г-н Бударгин.

В рамках обсуждения вопроса трендов в развитии больших городов Олег Бударгин отметил, что в настоящее время при развитии городов необходимо решать острые вопросы сокращения площадей промышленных объектов, повышения эстетических свойств объектов, роста концентрации потребления электроэнергии, повышенных требований безопасности к промышленным объектам, улучшение экологической обстановки. «Для этого мы применяем компактные КРУЭ, позволяющие достигать экономию площади от 30% до 55% в сравнении с закрытыми распредустройствами и почти в 4 раза в сравнении с открытыми. Расходы на эксплуатацию ниже на 20%», - сказал глава «Россетей».

Заместитель Мэра Москвы Петр Бирюков подчеркнул необходимость взаимодействия властей и компаний. «От того, насколько плотно взаимодействуют региональные власти с центральными федеральными органами, не только Министерством энергетики, но и другими, зависит успех. В частности Москва имеет такую целевую программу, работаем буквально по всем направлениям».

Г-н Бирюков привел реальные цифры, подтверждающие масштабную работу городских властей и энергетических компаний. «Москва за период с 2010 года целевым образом сократила потребление всех энергоресурсов. Из 30 потребляемых миллиардов кубометров газа мы сократили на 6 миллиардов. Столько газа потребляет Ирландия или Словакия, - заявил Петр Бирюков. - Мы вывели из обращения 28 тепловых станций, которые готовы в любую секунду подключиться, но находятся в резерве. Сегодня мощность тепловой системы превышает ее потребление в 2 раза. И при том, что город растет и развивается, вводит до 9 миллионов квадратных метров недвижимости в год, потребление тепловой энергии существенно отстает от темпов строительства. Наши тепловые сети обновляются ежегодно на 2,5%, при том, что в целом по стране идет старение сетей примерно на 5%. Целенаправленная работа дает свои результаты».

В том числе благодаря повышению энергоэффективности и применению инновационных технологий в энергетике удалось существенно упростить подключение к энергетических сетям. Главные столичные электросетевые компании – МОЭСК и ОЭК - за последние годы сделали процедуру технологического присоединения доступной, легкой и недорогой. Это не могло не сказаться на инвестиционном климате как в городе, так и в стране в целом.

«Сименс сегодня видит перед собой пять глобальных мегатрендов, на базе которых мы выстаиваем свою стратегию. Это изменение климата, демографические изменения – население  станет старше, глобализация, урбанизация и цифровизация, интернет вещей, который охватывает всё больше технологий»,  – такую концепцию представил Дитрих Мёллер, президент Siemens в России.

Технологии будущего, в частности «умная» энергетика, уже внедряются в России. И тренд будет только на увеличение включения новых технологий в различных сферах. «Инфраструктура должна стать гибче, она должна быстрее приспосабливаться к изменениям, эффективно использовать свой потенциал и синергию. Мы называем это «умная инфраструктура», это энергоэффективная инфраструктура. Под этим мы подразумеваем, что инфраструктура будущего не будет больше являться суммой отдельных единичных решений, а технологии будут переплетены друг с другом»,  – такой прогноз дал г-н Мёллер, отдельно подчеркнув, что мегаполисы обязаны будут следовать этому тренду для обеспечения жителей всеми необходимыми благами.

Источник: RusCable.Ru


Новости за: 2023   2022   2021   2020   2019   2018   2017   2016   Все новости